Положение НИИ ФМ

Положение НИИ ФМ

 

Положение

Научно-исследовательского института фундаментальной медицины имени Б.А. Атчабарова

 

1.Общие положения

1.1   Область применения

  • Настоящий документ является основным нормативным документом, устанавливающим цели, задачи, функции, права и ответственности Научно-исследовательского института фундаментальной медицины имени Б.А. Атчабарова — далее по тексту именуемого «Институт» и регламентирующим организацию его деятельности, порядок взаимодействия с другими структурными подразделениями и должностными лицами некоммерческого акционерного общества «КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова», далее по тексту именуемого «Университет».
  • Институт является самостоятельным структурным подразделением Университета.
  • Институт находится в прямом подчинении проректора по науке и цифровизации Университета.

        В своей деятельности Институт руководствуется:

  • Уставом Университета;
  • законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, международными нормами, касающимся сферы деятельности Института;
  • коллективным договором;
  • Правилами внутреннего трудового распорядка;
  • Правилами внутреннего учебного распорядка;
  • утвержденными документами системы менеджмента качества и другими внутренними нормативными документами Университета (положениями, инструкциями, правилами, стандартами и иными);
  • решениями Университетского совета Университета;
  • приказами и распоряжениями высшего руководства Университета и вышестоящего руководителя;
  • настоящим положением.
  • Настоящее Положение является документом прямого действия и обязательно для исполнения со дня его утверждения.
  • Изменения в Положении утверждаются приказом Ректором Университета.

1.2   Нормативные ссылки

  • Настоящее Положение разработано на основе следующих внешних нормативных документов:
  • Закон РК «Об образовании» от 27 июня 2007 г. № 319-III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.04.2019 г.)
  • Указ Президента Республики Казахстан от 15 января 2016 года № 176 «Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 годы».
  • Указ Президента РК от 1 марта 2016 года № 205 «Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 — 2019 годы»
  • Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 марта 2016 года № 143 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016 — 2019 годы».
  • Настоящее Положение разработано на основе следующих внутренних нормативных документов:
  • Положение о виварии;
  • Положение о лаборатории экспериментальной медицины;
  • Положение о научной лаборатории «Центра коллективного пользования»;
  • Положение о научной клинико-диагностической лаборатории;
  • Положение о научно-практической контрольно-аналитической лаборатории химии и фармакогнозии;
  • Положение об отделе науки и инноваций;
  • Положение об отделе магистратуры и PhD докторантуры;
  • Положение о внутривузовских грантах;
  • Положение о временных научных коллективах;
  • Положение о научном совете;
  • Положение о научных комитетах;
  • Положение о локальной этической комиссии;
  • Положение о диссертационном совете.

1.3     Термины и определения, сокращения

  • В настоящем Положении использованы следующие термины и определения, сокращения:
  • институт — организация высшего и (или) послевузовского образования, осуществляющая научно-педагогическую деятельность, а также подготовку кадров для профессиональной деятельности;
  • научный, научно-технический проект и программа — документ, включающий в себя содержание предполагаемой научно-технической работы, представляющий научные, научно-технические, опытно-конструкторские, маркетинговые исследования с обоснованием цели и задач, актуальности, новизны, научно-практической значимости и целесообразности проведения планируемых работ;
  • результат научной и (или) научно-технической деятельности — новые знания или решения, полученные в ходе выполнения научной и (или) научно-технической деятельности и зафиксированные на любом информационном носителе, внедрение научных разработок и технологий в производство, а также модели, макеты, образцы новых изделий, материалов и веществ;
  • научно-исследовательская работа — работа, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей развития природы и общества, научного обобщения, научного обоснования проектов;
  • научные исследования — прикладные, фундаментальные, стратегические научные исследования, осуществляемые субъектами научной и (или) научно-технической деятельности в рамках научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, надлежащими научными методами и средствами в целях достижения результатов научной и (или) научно-технической деятельности;
  • научная деятельность — деятельность, направленная на изучение окружающей действительности с целью выявления свойств, особенностей и закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям (процессам), и использование полученных знаний на практике;
  • научный работник — физическое лицо, работающее в научной организации, высшем учебном заведении или научном подразделении организации, имеющее высшее образование, получающее и реализующее результат научной и (или) научно-технической деятельности;
  • прикладное исследование — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;
  • фундаментальное исследование — теоретическое и (или) экспериментальное исследование, направленное на получение новых научных знаний об основных закономерностях развития природы, общества, человека и их взаимосвязи;
  • образовательная деятельность — процесс целенаправленного, педагогически обоснованного, последовательного взаимодействия субъектов образования, в ходе которого решаются задачи обучения, развития и воспитания личности;
  • интегрированные образовательные программы – образовательные программы, разработанные на основе объединения соответствующих содержательных аспектов образовательных программ;
  • учебно-методический комплекс — средство обучения, используемое в учебно-воспитательном процессе и предназначенное для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой (хрестоматия, книга для чтения, учебно-методические пособия, методические разработки, сборники задач и упражнений, дидактические материалы, тестовые материалы, аудиовизуальные и мультимедийные средства, дополнительная литература для внеклассного чтения и другие).

2        Создание и ликвидация

  • Институт создается и ликвидируется на основании приказа Ректора.
  • Организационная структура Института согласовывается с проректором по науке и цифровизации и утверждается приказом Ректора.
  • Штатное расписание Института согласовывается с проректором по науке и цифровизации и утверждается Ректором. Предложения вносятся руководителем/заместителем руководителя Института.
  • Количество и наименование подразделений, входящих в состав Института, численность работающих в них сотрудников может меняться в зависимости от организационно-функциональных и структурных изменений Университета, изменения специфики его деятельности.
  • Изменение структуры и штатной численности Института согласовываются с проректором по науке и цифровизации и утверждается Ректором. Предложения вносятся руководителем/заместителем руководителя Института.
  • Изменения Целей и Организационно-функциональной структуры Института согласовываются с проректором по науке и цифровизации и утверждаются Ректором. Предложения вносятся руководителем/заместителем руководителя Института.

3       Организационная структура

  • Организационная структура Института построена по функциональному принципу согласно штатному расписанию.
  • Организационно-функциональная структура Института приведена в п.9 «Организационно-функциональная структура».
  • Деятельность структурных подразделений в составе Института: Виварий, лаборатория экспериментальной медицины, научная клинико-диагностическая лаборатория, научная лаборатория «Центр коллективного пользования», Научно-практическая контрольно-аналитическая лаборатория химии и фармакогнозии, отдел науки и инноваций, отдел магистратуры и PhD докторантуры регламентируется настоящим Положением Института.
  • Порядок назначения на должность и освобождения от должности, распределение обязанностей внутри Института определяется должностными инструкциями работников подразделения, утверждаемыми приказом Ректора.

4       Цели

  • Главными целями Института является:
  • подготовка высококвалифицированных специалистов с высшим образованием и научно-педагогических кадров высшей квалификации с высоким базовым уровнем фундаментальных медико-биологических знаний, владеющих современными методами и технологиями в здравоохранении, на основе интеграции образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности;
  • укрепление позиций Университета как ведущего научно-образовательного комплекса страны по подготовке элитных специалистов и команд профессионалов мирового уровня для кадрового обеспечения национальной системы здравоохранения;
  • развитие фундаментальных и прикладных научных исследований по актуальным проблемам и направлениям медицины.

 

5       Задачи

  • Создание на базе Института централизованной современной, высокотехнологичной материально-технической базы образовательного и научно-исследовательского процессов в соответствии с казахстанскими и международными стандартами и современными направлениями научных исследований Республики Казахстан, основанной на новейших достижениях медицинской науки и техники;
  • Создание необходимых условий для развития научного потенциала Университета, а также научно-исследовательской деятельности с использованием материально-технической базы и кадрового потенциала Института;
  • Создание на базе Института и организация работы временных научных коллективов для проведения научных и методических исследований по актуальным проблемам фундаментальной и прикладной медицины;
  • Создание необходимых условий для практико-ориентированной подготовки обучающихся путем активного вовлечения обучающихся и преподавателей в реальные научно-исследовательские и производственные процессы;
  • Развитие у обучающихся компетенций практической и научной деятельности, необходимых для специалиста нового поколения, востребованного современной экономикой, способного к эффективному применению полученных теоретических и прикладных знаний на практике;
  • Развитие международного научно-образовательного сотрудничества Университета с ведущими научными центрами и образовательными учреждениями Республики Казахстан, а также стран ближнего и дальнего зарубежья;
  • Развитие инновационной деятельности в здравоохранении: разработка, научное обоснование и внедрение инновационных технологий диагностики и лечения в условиях эксперимента, внедрение прогрессивных форм работы, новых методов и исследований, имеющих высокую аналитическую точность и диагностическую надежность;
  • Повышение научно-педагогического потенциала научных, педагогических работников и специалистов путем их активного вовлечения в реализацию научно-технических программ разного уровня;
  • привлечение дополнительных финансовых ресурсов путем организации участия Университета в национальных и международных конкурсах на получение научного гранта;
  • Организация на базе Института платных консультационных, лабораторных, диагностических и клинико-технической базы и научно-педагогического потенциала Университета;
  • Оказание содействия в сотрудничестве с научными подразделениями ВУЗов Республики Казахстан и зарубежных стран с целью обмена опытом и проведения совместных научных исследований.

 

6       Функции

        Функции, выполняемые Институтом:

  • Сопровождение образовательных программ:
  • в рамках планирования учебно-практического процесса – разработка совместно с руководителем подразделении ответственного за планирование учебного процесса и практики, рабочих учебных планов, графиков и расписаний учебных и практических занятий, проводимых на базе Института;
  • разработка учебно-методических комплексов по профилю Института в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов образования;
  • организация на базе Института учебно-практического процесса по следующим основным направлениям:
  • клинико-лабораторная диагностика;
  • клинико-экспериментальные исследования;
  • экспериментальная фармакология;
  • проведение тематических мероприятий по профилю Института, способствующих расширению кругозора обучающихся, развитию интереса к учебе и избранной специальности;
  • обеспечение безопасности учебного процесса, проводимого на базе Института.
  • Научно-методическое обеспечение реализации основных образовательных программ:
  • консолидация научно-образовательного потенциала через создание и организацию деятельности временных научных коллективов;
  • обеспечение взаимодействия фундаментальной и прикладной науки с образовательным процессом на всех его стадиях;
  • привлечение обучающихся Университета к научным исследованиям, оказание научно-методической поддержки при выполнении обучающимися и работниками научно-исследовательских работ.
  • Материально-техническое обеспечение образовательного и научного процессов:
  • развитие и укрепление материально-технической базы Института для фундаментальных и прикладных научных исследований посредством сотрудничества с зарубежными партнерами и за счет приобретения нового оборудования;
  • создание централизованной научной клинико-диагностической лаборатории для клиник Университета;
  • оснащение лабораторий Института современным лабораторным оборудованием, приборным парком, компьютерной техникой и программными средствами, их активное применение в учебных и исследовательских целях.

4)     Научно-исследовательская и экспертная деятельность:

  • проведение научных исследований фундаментального и прикладного характера по различным направлениям медицинской науки;
  • разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих научно-исследовательскую деятельность в Университете;
  • разработка и представление руководству на рассмотрение комплексных научных программ;
  • привлечение ученых, научных коллективов, лабораторий из-за рубежа для проведения совместных исследований;
  • консультация структурных подразделений по выполнению научно-исследовательской работы;
  • участие в республиканских, зарубежных и международных научно-исследовательских проектах, организованных на основе государственных программ, программ международных организаций здравоохранения и инициативных проектов;
  • организация или участие в международных, республиканских, региональных, отраслевых научных конгрессов, съездов, конференций, симпозиумов, школ, семинаров;
  • оказание экспертных и консалтиноговых услуг в области лабораторной медицины, клинической лабораторной диагностики.

5)    Клинико-диагностическая деятельность:

  • оказание платных консультационных, лабораторных, диагностических и клинико-экспериментальных услуг населению.

6)    Сотрудничество и международная деятельность:

  • налаживание связи с научными центрами других стран по обмену опытом между учеными, педагогами, магистрантами и студентами;
  • налаживание деловых контактов с государственными органами управления здравоохранением и образованием, казахстанскими, зарубежными и международными организациями здравоохранения и образования по профилю Института, организация взаимовыгодных форм сотрудничества;
  • организация приглашения ведущих научных и научно-педагогических специалистов других стран, в том числе по линии «Visiting Professor»;
  • участие и содействие в проведении конференций, симпозиумов, семинаров по актуальным вопросам фундаментальной медицины с участием студентов, аспирантов, научных работников.

7       Права и полномочия

  • Институт наделяется всеми правами и полномочиями, необходимыми для выполнения своих функций. Права и полномочия Института осуществляет руководителем Института в соответствии с должностной инструкцией.

8       Ответственность

  • Руководитель/заместитель руководителя Института несет ответственность перед проректором по науке и цифровизации за достижение поставленных целей в части компетенции, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных должностных обязанностей, за совершение в процессе своей деятельности правонарушений в соответствии с действующим законодательством РК. Руководитель/заместитель руководителя Института несет ответственность за риски, возникающие в сфере компетенции Института.

9      Заключительные положения

  • Настоящее положение является частью организационного обеспечения работы с персоналом в НАО «КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова».
  • В настоящем положении представлены основные нормы, регламентирующие правовое положение Института в общей структуре Университета и сферу его деятельности, которые могут быть изменены, уточнены или дополнены в процессе производственно-хозяйственной деятельности Университета внутренними нормативными документами и организационно-распорядительными актами администрации Университета, изданными в установленном порядке.
  • Функция контроля за исполнением настоящего положения возлагается на руководителя/заместителя руководителя Института, который обеспечивает его доведение до подчиненных работников и заинтересованных должностных лиц Университета, контроль за исполнением и своевременную актуализацию положения.